Департамент образования Орловской области
Отдел общего образования, молодежной политики и спорта администрации Новосильского района Орловской области
МБОУ Селезневская СОШ Новосильского района
OBR57.ru

Школьный буллинг

01.06.2021

 

Школьный

буллинг

Над чем следует задуматься педагогу.

  • "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств".

Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

  • "Любое противопос-тавление ребёнка коллективу губительно для его репутации."

Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Скажите спасибо Пете,  из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п.

  • «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.»

Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

 

                                                                               

Аутсайдер (жертва буллинга):

*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

*как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;

*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

 

Агрессор (булли):

*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;

*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

Учитель в ситуации разбора конфликтной ситуации

— оставаться спокойным и руководить;

— воспринять случай или рассказ о нем серьезно;

— принять меры как можно скорее;

— подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или

глупым;

— предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку – сделать

так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;

— постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы; — наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это

сделать;

— ясно объяснить наказание и почему оно назначается.

 

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет  ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина.  (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет  ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет  ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту)

 

 

Памятка для учителей

 

Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)

Сбор проводится по следующим направлениям:

—  от самого пострадавшего;

—  от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:

—  реальность самого буллинга;

—  условия осуществления (место, время);

—  его длительность;

—  основные проявления буллинга;

—  его характер (физический, психологический, смешанный);

—  интенсивность издевательств;

—  их цель;

—  число участников;

—  их роли:

          1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву

          2. жертва – человек, который подвергается агрессии

          3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии

          4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им

          5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем

—  мотивацию каждого из них;

—  при каких условиях издевательства не осуществляются;

—  события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;

—  концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;

—  динамику всего происходящего.

 

Непосредственная работа с жертвами и преследователями

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой и предложить письменно описать все случившееся;

2) переговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них

письменное изложение инцидента;

3) объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;

4) собрать всю группу и предложить каждому еѐ члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе;

5) подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

6) поговорить с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят;

7) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;

8) обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;

9) потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;

10) если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно;

11) если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто

ещѐ из детей принимал участие в такой «игре».

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.